О структуре школьного курса математики.

Содержание школьного курса математики во многом определяется не только принятой целью обучения, но и особенностями структурирования этого курса. Рассмотрим основные психолого-педагогические вопросы структуры математики как учебного предмета.

Первым таким вопросом является характер структурных единиц школьного курса математики.

структура школьного курса математикиОпределяя в одном из предыдущих постов цель обучения математике, мы в качестве структурных единиц взяли «знания», «умения» и «навыки». В этом случае мы следовали исторической традиции, по которой учебный предмет состоит из указанных структурных единиц.

Несомненно, что учащиеся в результате обучения математике должны приобрести определенные знания, овладеть какими-то умениями и навыками. Весь вопрос в том, что понимать под знаниями, какова должна быть связь между ними и умениями и навыками. Ведь очевидно, что знания должны включать в себя и соответствующие им умения, ибо в противном случае это будут пустые, словесные знания. Точно так же умения должны сопровождаться и основываться на знаниях, ибо иначе это будут не сознательные, а слепые, бессознательные умения.

Но когда мы перечисляем их рядоположено, то невольно разделяем их и противопоставляем. Появляются просто знания и отдельно умения и навыки. К сожалению, педагогическая практика обучения математике демонстрирует много примеров именно такого понимания этих структурных элементов школьного курса математики.

Поэтому были предложены иные структурные единицы школьного курса математики. Так, А. А. Столяр считает, что обучение математике следует рассматривать как процесс «формирования и развития мыслительной деятельности определенной структуры, именуемой математической деятельностью». Он при этом исходит из очевидного положения, что полноценное усвоение математики предполагает активность учащихся в процессе обучения. Без активной мыслительной деятельности не может быть достигнуто сознательное усвоение знаний. А. А. Столяр считает, что учащиеся в процессе обучения математике должны проявлять активность не только в широком смысле, т. е. вообще активную мыслительную деятельность, но и специфическую активность — мыслительную деятельность определенной структуры, свойственной математике и называемой поэтому математической деятельностью.

Однако эту активность вряд ли можно назвать математической деятельностью, ибо она все же принципиально отлична от деятельности ученого — математика. Деятельность ученика в процессе обучения математике — это учебная деятельность, составной частью которой является познавательная. С помощью этой деятельности ученик познает и овладевает некоторыми специфическими особенностями математической деятельности. Но деятельность по познанию некоторой специфической деятельности — это все-таки не сама эта специфическая деятельность, хотя они в определенном смысле подобны. Более последовательное и обоснованное решение вопроса о структурных единицах учебного предмета предложила Н. Ф. Талызина. Она также считает, что в процессе обучения школьники должны овладеть конкретными видами деятельностей. «Знания, — говорит Н. Ф. Талызина, — должны не противопоставляться умениям и навыкам, представляющим собой действия с определенными свойствами, а рассматриваться как их составная часть». Следовательно, с этой точки зрения структурными единицами учебного предмета являются действия, которые включают в себя определенные знания.

Материалы по теме:
Поделиться с друзьями:
Оцените материал:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Проголосуйте первым!)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *