Цели математического образования
Среди целей, поставленных в стандарте перед математическим образованием, содержится развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе. Даже поверхностный анализ ее формулировки с точки зрения герменевтики показывает, однако, что в ней эклектически смешано профессионально-математическое и обычное языковое понимание терминов, и с учетом этого обстоятельства эта цель имеет в целом общеобразовательный, а точнее — смешанный характер.
«Логическое мышление» в действительности следует понимать не в узко математическом смысле дедуктивного мышления, но учитывать, и, быть может, даже в первую очередь, его продуктивную, эвристическую составляющую, и прежде всего интуицию, способность к индукции, обобщению, видению аналогий, необходимые каждому человеку, а вовсе не только математику — и не только в профессиональной деятельности, но и в обычной жизни. А умение мыслить логически в узком смысле, мыслить дедуктивно, прививается математикой как ограничивающий фактор, сдерживающий иногда безудержные фантазии, в определенной степени «заземляющий» интуицию, другие компоненты эвристики и позволяющий — на основе синтеза дедукции и эвристики — создавать, скажем, «строгие» теории в гуманитарных областях знаний.
Точно так же «критичность мышления» — один из главных продуктов обучения математике — вовсе не сводится к ее необходимости в профессиональной деятельности и в высшей школе. Разве она не нужна, например, электорату — для того, чтобы голосовать не только сердцем, но и головой? Или телезрителю — для адекватного восприятия астрологических прогнозов, информации о средствах для «приворота», для защиты от политической демагогии. А «алгоритмическая культура» ни в коей мере не сводится к ее широко распространенному пониманию в методике обучения математике и информатике, но требует, например, умения выполнять инструкции и грамотно их составлять, так что обладать ею должны буквально все граждане в нормальной повседневной жизни — для пользования пылесосом и телевизором, сотовым телефоном и видеомагнитофоном.
Наконец, последняя — last but not least — из целей, упомянутых в стандарте математического образования, — воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей имеет отчетливо выраженный общеобразовательный характер, точно отражает внутренний смысл первой генеральной функции — обучение математикой, накопление учащимися общекультурного потенциала, понимание не только естественнонаучной, но и гуманитарной роли математики в человеческом обществе. Стремление к этой цели необходимо прежде всего для тех учащихся, которых мы называем «гуманитариями», включая в это число не только подлинных гуманитариев, но зачастую и всех учащихся, не слишком приспособленных в плане структуры мышления к усвоению математики или просто ею не интересующихся. Неслучайно при дворе французских королей XVIII в. считалось хорошим тоном изучать «Начала» Евклида — не для знания геометрии, а для знакомства с методом организации научных знаний, аксиоматического метода как логического способа построения теории.
- Что такое психолого - педагогический анализ курса математики?
- Общеобразовательная функция математики
- Внеклассная работа.
- Кто главный в триаде учебник—ученик—учитель?