Вероятность и механика
Если мы уроним металлический шарик с определенной высоты, то, правильно применив законы механики Ньютона, сможем назвать время и скорость, с которыми он упадет на пол. Речь идет о так называемом детерминированном процессе. То же самое наблюдается и при подбрасывании монеты: с того момента, как она оказалась в воздухе, у нее остается только один выход — упасть единственным способом, который также определен законами механики. Это детерминизм, управляющий судьбой монеты.
Тем не менее, условия, в которых это происходит, и среда, в которой летит монета, на практике дают предугадать, какой стороной она упадет.
В этом смысле можно утверждать, что вероятность — это, в некоторой форме, мера нашего невежества. В популярном труде «Опыт философии теории вероятностей» Лаплас накладывает свою теорию на механистический детерминизм — концепцию, имеющую огромное влияние как на науку в целом, так и на философию.
Вкратце, эта гипотеза утверждает, что любое событие полностью определяется законами механики. Для разума, который был бы способен собрать и обработать все данные этих уравнений, ни прошлое, ни будущее не имели бы тайн. Без сомнения, то видение мира, которое нам дала современная наука, придает неведомому совершенно иной смысл.
Квантовая механика — базовая теория современной физики — по своей сути индетерминистична. В ней говорится о случае в самом подлинном его смысле, как о важнейшем элементе, а не как о результате незнания подробностей условий процесса. В случае радиоактивного распада, например, нет никакого закона природы, который определял бы точное время деления ядра. Существуют только законы, благодаря которым можно предположить вероятность распада ядра через какое-то количество секунд. И считается, хотя тому и нет твердых доказательств, что в природе не существует ничего, что подтверждало бы эту вероятность. Хотя, может быть, мы пока просто не знаем об этом.